Сараева Елена Викторовна
Методическое портфолио
«Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей
в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Организация проектной деятельности меня выручает
Решать задачи помогает.
Детскую любознательность удовлетворяет
В активный самостоятельный поиск детей отправляет.
Поэтому проектную деятельность я уважаю
И систематически в воспитательно – образовательную работу включаю.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.), т.е. это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста –это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н.Е. Веракса).
Таким образом, цель организации проектной деятельности дошкольников-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе проектной деятельности.
Выбор темы проектной деятельности не случаен. По результатам диагностики я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей. Так как в среднем возрасте у детей отсутствует жизненный опыт, недостаточен уровень развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет им в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении.
ЦЕЛЬЮ моей работы является изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
- Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);
- Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
- Создать современную предметно- пространственную среду в группе;
- Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать банк краткосрочных и долгосрочных проектов;
- Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У меня, как педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
- пополнение копилки профессиональных достижений.
У детей сформируются:
- творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;
- социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
- повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
У родителей воспитанников:
- появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
- заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
Заинтересовавшись проблемой организации проектной деятельности дошкольников, мною была разработана модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.
Все проекты, занятия, опыты и т. д. проводились в совместной и самостоятельной деятельности детей. Организовывалась работа небольшими группами, что помогало привить детям навыки самопроверки, взаимопомощи, развивает познавательное общение.
Запланированная работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствовали методы и приемы, которые варьировались в зависимости от целей и задач проекта.
Основным принципом в работе с воспитанниками было дать ребенку возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках, ведь именно такой опыт запоминается надолго.
Но для претворения в жизнь всех планов и задумок необходима работа не только сотрудников детского сада, но и семьи. Именно в семье, в привычной для себя обстановке, дети получают начальные представления об окружающем мире. Работа с семьей была одним из тех механизмов, которые помогли достигнуть намеченной цели.
Проектная деятельность – один из интерактивных, инновационных методов современного обучения, который помогает не только всестороннему развитию ребенка, но и упрочняет положительную мотивацию к знаниям, дает новый толчок в отношениях «родитель – ребенок – детский сад».
Система работы с детьми
В начале работы, с 2019 года по данной теме мною был составлен перспективный план и проведена диагностика познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста, которая показала, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать). Возникающий интерес к заданиям я поддерживала вопросом о предметах-заместителях, обращалась к личному опыту детей.
В технологии использования проектной деятельности выделяют следующие типы проектов:
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ, когда дети экспериментируют, а потом оформляют результаты в виде продуктивной деятельности;
- РОЛЕВО-ИГРОВОЙ, где дети используют элементы творческих игр;
- ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ, где дети собирают информацию, с учетом социальных интересов;
- ТВОРЧЕСКИЙ, когда результатом деятельности является праздник, развлечение.
Я пришла к выводу, что наиболее целесообразно использовать в средней группе информационно-практико-ориентированный тип проектной деятельности. Старалась максимально организовывать различные виды проектов с учетом интересов детей.
В работе с детьми были реализованы проекты:
- «Осенние фантазии» целью которого стало, развитие их познавательных и творческих способностей, внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению представления детей об осени как времени года, помочь увидеть красоту осенней природы и богатства осенних даров, создать условия для художественно – эстетического воспитания детей.
- «Птичья столовая» в ходе которого развиваются представления родителей и детей о помощи и заботе о птицах, совместное изготовление кормушки. «Использование развивающих игр В.В.Воскобовича в образовательно-воспитательном процессе» в ходе которого, развивались интеллектуальные и творческие способности детей среднего дошкольного возраста.
- «Новогодний калейдоскоп» целью которого стало, создание атмосферы добра, радости и загадочности в преддверии празднования Нового года, развитие эмоциональной отзывчивости детей, повышение творческой активности и сплоченности воспитателей, детей и родителей.
- «Наш веселый огород» направленный на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека. Целью этого проекта стало создание условий в группе для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
- «Волшебный мир русской сказки» целью которого стало воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.
Таким образом, используя проектную деятельность, я отметила положительную динамику познавательной активности детей средней группы. Увидела объективные результаты.
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В 2020-2021году продолжила работать по данной теме. Составила перспективный план и провела диагностику познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста, которая показала ,что испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
В работе с детьми были реализованы проекты:
- «Хлеб всему голова» цель проекта формирование представления о ценности хлеба, в процессе изготовления.
- «Будь здоров» целью которого является формирования представлений у детей о здоровом образе жизни, вызывать умение заботиться о своем здоровье, осознавать, выполнение всех составляющих здорового образа жизни, укрепит и сохранит их здоровье.
- «Лимон-волшебник» целью стала познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретенных самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
- «Неделя добрых дел» проект воспитывает положительные качества характера, способствует сплочению коллектива, мотивирует детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
- «Времена года» проект способствует формированию экологической культуры, развитию экологического сознания и мышления у детей, воспитывает гуманное, бережное отношение к миру природы.
Используя проектную деятельность, я отметила положительную динамику познавательной активности детей старшей группы.
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Дети в группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
В подготовительной группе (2021-2022г) я также использовала метод проектов, где включала интегрированные комплексные занятия для детей, с целью подготовки воспитанников к школе с моральной, интеллектуальной и физической стороны, учитывая образовавшиеся проблемы и потребности в развитии воспитанников, направленых на изучение материала на такие тематики, как животные, растения, патриотическое воспитание, экологическая грамотность, социальные проблемы, сезонные тематики и физическое воспитание.
С детьми подготовительной группы реализовали следующие проекты:
- «Скоро в школу» цель, которого стало формирование представления о школе и положительном отношении к школьной жизни.
- «Животные рядом с нами» направленный на расширение кругозора, знаний о домашних животных
- «Родной свой край люби и знай» цель которого являлось формирование нравственных ценностей и любви к своему родному краю.
- «Зимняя сказка» цель проекта, формирование у детей навыков праздничной культуры через ознакомление с традициями празднования Нового года и Рождества в России.
- «Наши бабушки» направленный на формирование и улучшение коммуникаций между поколениями, людей разного возраста в первую очередь жизнь бабушек
- «Народные игрушки» цель которого, расширить представления детей о народной игрушке, знакомство с народными промыслами.
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Делая вывод из проведенной диагностики, следует отметить, что с помощью проектной деятельности, воспитанники развивают восприятие, воображение, образное мышление, а также усовершенствуют развитие навыков общения, обобщения и рассуждения.
При организации проектной деятельности я использовала в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Была разработана и проведена серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Данная работа проходила в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Для повышения познавательной активности детей я использовала различные методы и принципы работы.
Методические приёмы, использованные при реализации проектов
Приёмы |
Цель |
Познавательные беседы |
Ознакомить детей с новым материалом. |
Вопросы проблемного и исследовательского характера |
Развивать мышление, умение рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения. |
Словесные, настольно – печатные игры |
Закреплять полученные знания. |
Подвижные игры |
Смена деятельности. |
Рисование, аппликация |
Развивать творческие способности, воображение, закреплять полученные знания. |
Целевые прогулки, экскурсии |
Обобщать знания о родном крае. |
Инсценировка |
Развивать речь, выразительность творческую активность детей, закрепить знание содержания произведения; снятие напряжения. |
Диагностические задания |
Выявление уровня знаний, умений и навыков. |
ИКТ |
Обобщение полученных знаний. |
Работа с семьёй |
Привлечь родителей к совместной деятельности. |
Принципы работы
В своей работе использовала следующие принципы:
- Поощрение усилий ребенка
- Исключение отрицательной оценки его действий
- Принцип сотрудничества
- Опора на опыт ребенка
- Обеспечение психологической защищенности каждого ребенка доброжелательным, непринужденным и искренним отношением к нему.
Для родителей я провела родительское собрания «Проектная деятельность в ДОУ», где было проведено анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей. На собрании познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье».
Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектами, создаются в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
Именно с помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе. Где основное место занимают рукотворные игрушки из бросовых материалов. Родители, дети и педагоги не только принимают участие в совместной деятельности, но и видят результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проектов, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и воспитателю в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.
Новизна опыта
- Внедрение инновационных методов: интегрирование работы по нравственно - экологическому воспитанию, здоровье-сбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников.
- Обучение детей исследовательским навыкам, обширный круг участников проекта.
- Ребенок получает позитивный социальный опыт в реализации собственных замыслов.
Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.
Результативность
Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрыли творческие способности детей, вовлекли родителей в воспитательный процесс что, естественно сказалось на результатах.
Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобрели способность нестандартно мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – заложили у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побудили к новому поиску знаний.
Коллективные переживания сблизили детей друг с другом и со взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что используя проектно-исследовательскую технологию в воспитании и обучении дошкольников, организованная по ней, жизнедеятельность в детском саду позволило лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.
Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, в дальнейшем могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Занимаясь исследованиями в уголке экспериментирования, дети значительно расширили свои знания:
- о материалах;
- о природных явлениях;
- об окружающем мире.
Проведенный мониторинг позволил сделать вывод, что занимаясь проектной деятельностью, дети показали положительную динамику развития познавательных процессов.
Мониторинг по развитию познавательных процессов
Трудоёмкость работы заключается:
- в разработке игр, упражнений, картотек, конспектов занятий;
- в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач.
Адресная направленность:
Опыт направлен на помощь педагогам:
- понять значение и необходимость проектного метода;
- подобрать материал.
Вывод:
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности и на меня, как воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми.
На данном этапе я внедряю проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру», целью которого являются:
- развитие сенсорных способностей у детей 1,5-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
- формирование сенсорных представлений путём выделения формы, цвета, и величины предметов;
- формирование представления о разновидностях дидактических игр.